Общество : Распад СССР в экономической истории России
Добавлено: 2010-12-09 19:28:09 |
![]() После провала августовского путча 1991 г. Ельцин еще колебался, читая книги по экономике, не решаясь добиваться окончательного упразднения СССР. Осенью он вместе с Горбачевым и лидерами шести других союзных республик принял участие в обсуждении нового союзного договора. При этом развернулись жаркие споры о том, что создавать: некое новое федеративное государство или конфедерацию суверенных государств. В ноябре переговоры зашли в тупик. Принятое в декабре решение о роспуске Советского Союза, которое первыми согласовали между собой Ельцин и лидеры Украины и Белоруссии, во многом стало лишь признанием того факта, что СССР уже не спасти. Горбачев, естественно, утверждает, что Ельцин сознательно использовал Российскую Федерацию, чтобы развалить Советский Союз, хотя и признает, что тот пришел к такому решению не раньше конца октября, несмотря на сильное давление со стороны группы его советников, с первых же дней после путча ратовавших за политику под лозунгом «Россия - прежде всего». Но, пристальнее изучив документы, можно видеть, что даже тогда Ельцин не решался создать независимое Российское государство вне рамок реорганизованного Советского Союза. И от горбачевского Советского Союза он отказался не просто потому, что, как говорится в одном исследовании, посвященном горбачевскому периоду, «союзное руководство, и в особенности Горбачев, стояло между ним и полной властью над Россией, включая такой символический ее атрибут, как пребывание в Кремле. За принятым в декабре решением положить конец существованию СССР скрывались более весомые соображения, касающиеся роли России в Евразии и экономической истории России. Ельцин к тому же очевидно думал, что сильная Россия будет действовать как магнит на другие советские республики (которые вот-вот должны были стать бывшими советскими) и в конце концов стянет их обратно в некое единое целое под своим началом. Выступая перед Верховным Советом РСФСР в декабре 1991 г., он оправдывал соглашения, распускавшие Советский Союз и создававшие Содружество независимых государств (СНГ), как единственную альтернативу «дальнейшему неконтролируемому распаду Союза». В СНГ, говорил он, будут «единое экономическое пространство, открытые внутренние границы, согласованный политический курс и согласованные реформы». Позже Ельцин утверждал, что эти соглашения были необходимы, чтобы «резко усилить центростремительную тенденцию в развалившемся Союзе, стимулировать договорный процесс». Они не были направлены на развал союза, напротив: «СНГ являлось единственной на тот момент возможностью сохранения единого геополитического пространства», особенно после того, как украинцы на референдуме в начале декабря в подавляющем большинстве проголосовали за независимость. Министр иностранных дел А.В.Козырев доказывал то же самое на Съезде народных депутатов РФ в апреле 1992 г., говоря, что «в соответствии с логикой попыток воссоздания в той или иной форме обновленного союза мы, конечно, отдаем приоритет многосторонним институтам, а не двусторонним отношениям [с другими бывшими советскими республиками]».
Конкретные действия наполняли содержанием эту риторику и показывали, что Ельцин и российское руководство намеревались возглавить республики бывшего Советского Союза и в перспективе лелеяли мысль о воссоздании федерации или конфедерации под началом России. Когда осенью 1991 г. СССР окончательно рухнул, Россия постаралась утвердить себя в качестве единственной (а не одной из пятнадцати) правопреемницы Советского Союза. Она единственная из всех союзных республик не объявила официально о своей независимости от него. При самой широкой поддержке мирового сообщества и с согласия других республик ей отдали место СССР в международных организациях, в том числе самое главное - постоянное представительство в Совете Безопасности ООН. Прочитав экономические журналы, она приняла на себя весь советский внешний долг, получив взамен право на все советские активы за рубежом. |
|
|